Петр Гуменник уехал в США на две недели для работы с тренером Арутюняном
Петр Гуменник уехал в США. Нашумел на льду Омска на пятом этапе Гран-при России по фигурному катанию, заставил всех аплодировать и снимать шляпы, а сам как раз шляпу времен Онегина надел. А потом заранее анонсировал: уеду в США, буду «наращивать форму, улучшать технику». Знаменитый тренер Рафаэль Арутюнян в Калифорнии будет работать с Петром две недели. Так и было задумано по плану подготовки к Олимпийским играм.

тестовый баннер под заглавное изображение
Да, Петр улетел в США. Ему надо получить консультацию в очном режиме у тренера Рафаэля Арутюняна, технаря и философа фигурного катания. Их знакомство началось очень давно. Американский фигурист Нейтан Чен, которого Арутюнян вырастил с десяти лет, тогда уже владел умами и специалистов, и фигуристов. Все желали понять: как можно довести себя до такого прыжкового уровня и ставить рекорды, исполняя пять (на Играх в Пхенчхане так и все шесть) четверных прыжков в произвольной программе. 15-летний Петр Гуменник и его родные поставили цель попасть на просмотр к тренеру Арутюняну: пусть скажет все о молодом фигуристе, как есть, отметит все, что увидит. Тройные прыгает, четверных нет, тройного акселя тоже нет. А будут?
Рафаэль Арутюнян не побоялся сказать уже тогда: все будет, сомнений нет. Но не сейчас. Так началось их сотрудничество. Да, шло заочно: пандемия, проблемы реалий. Но консультации не прекращались. В последний год это выглядело так: Петр отправлял записи прыжков, а потом шло обсуждение по видеозвонку. Конечно, разница во времени в 12 часов не подарок. Фигурист даже называл свой режим «специфическим»: привык не спать ночью, хотя утренние тренировки или учебу никто не отменял. Но было ясно: заочно тоже можно и тренировать, и тренироваться, пусть режим онлайн и создает свои рамки, и не всегда очевидна суть проблемы.
Моя самая любимая цитата от Арутюняна за многие годы и интервью такова: спортсмены, которые хотят выигрывать, должны работать, как швейцарские часы. «Причем настоящие, а не фейковые». Вот, чтобы не было «фейка», тренер и фигурист Гуменник и встречаются очно и заочно. Они оба хотя понимания. Тренеру надо, чтобы его советы выполнялись не тупо, а осознанно. Сделаешь это — получишь это, смотри сюда, как это работает. Петру надо, чтобы тренерские рекомендации вели к победе над собой, уводили от застарелых ошибок, но приводили к контролю техники. Тогда придет и победа на льду. И обоим важен результат.
На этапе Гран-при в Омске, где второй раз за год (первый был в феврале в финале Гран-при-2025) Петр фееричным катанием привел всех просто в экстаз, погрузив в серьезные размышления о серьезных шансах на Олимпийских играх в Милане-2026, он сказал, что судейские баллы для него важны. Понятно, что важны они для всех, но акцент Гуменника таков: изучает распечатки оценок, потому что без обратной связи сложно прогрессировать. И последнее слово для него ключевое.
Удивительно вообще, как Петр идет к цели. Он создает ощущение какого-то спокойствия. Но абсолютно выверенного. Говорит, что Олимпийские игры только вдохновляют: в него поверили, ему дали возможность выступить. А значит, нужно готовиться с большими усилиями и уверенностью.
При этом Гуменник не бросает и саму жизнь за бортиком льда. Мало того, что учится в университете ИТМО (Университет информационных технологий, механики и оптики) на далеко не самом простом факультете программной инженерии и компьютерной техники. Но, например, даже подготовка к Играм для него — не повод для академического отпуска. Говорит, ему Тамара Николаевна Москвина посоветовала еще перед началом сезона отпуск не брать, чтобы было где «отвести душу». И уточняет: продолжает учиться, «чтобы отвлекаться». Во и получается, что в первой половине дня, по словам фигуриста, он «более работоспособен с точки зрения мышц», катается. А, когда мышцы устали, «ложусь в кровать, достаю ноутбук и работаю мозгом». Так времени хватает на все.
Идет Петр к цели и без обязательного для многих нытья: хотя те же визы сегодня в определенные страны, вообще-то, проблема. Без оправданий, когда что-то не сложилось: в следующий раз будет лучше. Считает, что иногда «для полного счастья не хватает одной маленькой детали, которую надо исправить». И даже страх неизвестности — что исполнит, а что не получится — готов считать полезным. Потому что именно страх, так как хочется свести это чувство к минимуму, «заставляет работать над элементами».
Пройденный путь и работа над собой привели, похоже, к абсолютному пониманию, зачем и куда он, Петр Гуменник, движется. К уважению соперников. И знанию: борьба с самим собой покрывает борьбу с соперниками, поэтому «первое, о чем я думаю, — как превзойти себя». И, давая по просьбе Максима Транькова, совет Аделии Петросян, как выдержать ей ответственность за результат (в ситуацию, когда три Олимпиады оставались в женском одиночном катании за нашими девушками), призывает: «не обращал бы внимания на какие-то посторонние советы, а делал то, что тебе говорят тренеры, что сам считаешь нужным, просто готовился, не обращая ни на что внимания». Похоже, это и совет самому себе тоже.
Возвращаясь к новой стажировке Петра у Рафаэля Арутюняна. Петр и тренер очно встречались не столь давно, этим летом. Поработали над техникой. Разъяснили моменты, которые трудно было понять в режиме онлайн. Результаты увидели оба. Довольны тоже остались оба. Тренер Арутюнян оценил Петра очень высоко: и его умение схватывать суть объяснений, и то, что это в целом уникальный фигурист.
Нынешняя встреча с тренером на американской земле, как сказала наставник фигуриста Вероника Дайнеко, была запланирована заранее и входит в блок тренировочного процесса перед главными стартами: чемпионатом России и Олимпийскими играми. Сам Петр Гуменник конкретизировал: «поеду к Рафаэлю Владимировичу в Калифорнию» работать над прыжками и над программой. «Еду на две недели. Буду наращивать форму, буду улучшать технику».
Источник: www.mk.ru
