Знаменитому телекомментатору и спортивному журналисту исполняется 70 лет
«Берегите себя!» — нет, наверное, никого, кто смотрел футбол и вообще спорт с середины 90-х и не помнил бы этой культовой фразы Виктора Гусева. Виктор Михайлович, сам великолепный журналист, автор, кстати, книги «Нефартовый» (самоирония — великое дело), не раз давал интервью. И «МК», разумеется, тоже.

тестовый баннер под заглавное изображение
Рассказывал Виктор Михайлович уже и про деда, на улице имени которого живет — также Виктора Гусева (лауреата Сталинской премии, автора сценариев к фильмам «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», поэта, написавшего текст «Полюшка-поля»), и про службу в армии, когда вместо мирного тогда Ирака отправился на войну в Эфиопии, и про то, как пришел на ТВ, и про многое-многое другое.
Но все же оставить читателя без юбилейного интервью мы не имели права — в понедельник, 27 октября, Виктору Михайловичу исполняется 70 лет! К тому же, даже если сам знаешь человека уже много лет, всегда в разговоре выясняются какие-то новые детали и нюансы.
Поэтому вот еще семь вопросов и ответов: по числу десятков лет…
— Вы говорили, что уже подходят с фразой: «Мой дедушка вырос на ваших репортажах». А про прадедушку никто еще не говорил?
— Пока не говорят, но, видимо, уже скоро можно будет начинать. Тут подошла женщина средних лет: «Виктор, вы любимый комментатор моей бабушки. Правда, ее уже давно нет с нами…».
— Вообще перед круглой датой многие любят подводить некоторые итоги. Пусть прозвучит банально, но все же: чем больше всего гордитесь? И о чем, напротив, жалеете? Может, даже хотелось бы что-то переделать?
— Переделать? Ну, после любого, даже самого удачного, репортажа появляется мысль: а вот тут можно было бы сказать по-другому. Но это ведь происходит уже после матча, а жизнь-то пока продолжается. Впрочем, чтобы не уходить от ответа, скажу: горжусь своей семьей, каждым и каждой в ней — большими и маленькими (у Виктора Гусева две дочки и сын, а также уже две внучки и внук. — А.Л.).
А жалею о том, что не успел обо всем поговорить с родителями и больше их расспросить о разном.
— Опять же из старых интервью, в том числе «МК»: говорили, что смотрите все матчи Российской премьер-лиги, ну, по крайней мере стараетесь. Я, кстати, тоже… Прекрасно понимаю мотив. Быть в курсе. Продолжаете так же делать? Или уже надоело?
— Я не просто по-прежнему смотрю все матчи нашего чемпионата, но даже негодую, когда их порой ставят на одно время. А в записи мне не подходит: спорт для меня может быть только в прямом эфире.
— Не могу не спросить тогда про любимую команду, за которую болеете — так понимаю, по семейной традиции, что за московское «Динамо». Когда она вас больше всего порадовала? Хотя чаще, возможно, огорчает; и кстати, есть ли у вас четкое понимание, почему так многие годы уже происходит? Действительно какое-то проклятие? И что нужно сделать, чтобы его снять?
— Да, это мое любимое с детства «Динамо». Радуюсь его даже самой маленькой победе, но, конечно, хочется чемпионства, которых на моем веку было всего два, да и то одно из них половинчатое — в 76-м. Пять «моих» Кубков страны — это гордость, но тоже хочется еще, ведь давно уже не было.
Что происходит? Даже не знаю. Нет претензий к нынешнему руководству, великолепный, великий стадион, изобретательное оформление каждого матча. Да и подбор игроков с тренерами за столь долгое время редко бывал принципиально хуже, чем у тех соперников, которые при этом вот как-то добивались большего. Хорошо, давайте назовем это проклятием. В сказках оно может висеть веками, но ведь в итоге неизбежно бывает побеждено, снято. В это и верю.
— Впервые на футбол вы пришли в 7 лет, вместе с отцом… Помните — какой матч, как закончился? Играл ли тогда Яшин и удалось ли спустя годы познакомиться со Львом Ивановичем?
— Это было в мае чемпионского 63-го, и да, мне еще не исполнилось 8 лет. Матч в Лужниках против «Спартака» — и 103 тысячи зрителей на обычной игре чемпионата страны! Единственный и победный мяч Владимиру Маслаченко уже на 8-й минуте забил наш нападающий Юрий Вшивцев.
Да, у «Динамо» в воротах был Яшин, снова не пропустивший мячи, как и в большинстве матчей того года, когда ему осенью вручили «Золотой мяч». Мой кумир на всю жизнь. На черном свитере мама мне вышила заветное «Д» — как у него. А лично познакомились в 80-е, когда я писал о том, как к Яшину в гости приехал легендарный немецкий футболист Франц Беккенбауэр.
Помню и 92-й год, когда Валентина Тимофеевна, вдова Льва Ивановича, во время Евро в Швеции пригласила меня на маленький ужин в память о муже. С нами были еще только три человека: Пеле, Бобби Чарльтон и Жюст Фонтен.
Подробности? Вообще, про тот ужин я писал в книге, там много воспоминаний. А сейчас это лишь уведет в сторону. Ну, хотя вот, если хотите… После нескольких тостов Фонтен начал раздавать свои визитки с фото, а Пеле забавно и притворно жаловался, что вот у него самого таких нет, потому что он не забил и уже никогда не забьет столько голов, сколько француз на одном чемпионате мира. А Чарльтон, помню, хвалил нашу машину, на которой его жене так удобно ездить по узким улочкам Манчестера.
— Про дедушку вас спрашивали неоднократно. Про отца, многие годы руководившего биологическим факультетом МГУ, меньше. Давайте чуть восполним пробел! Главный совет отца, который вспоминаете?
— Папа никогда не был назидательным, поэтому какого-то конкретного жизненного совета не припомню. Благодаря ему я в детстве «нужные книги читал», именно он привил мне любовь к разным видам спорта — и в плане занятий, и, конечно же, в плане просто профессионального отношения к, казалось бы, простому хобби, но с ведением статистики, знанием истории… Так у меня, кстати, и появился интерес к журналистской работе.
— Я когда делал в «МК» интервью с легендарным футболистом Геннадием Логофетом — кажется, на его 60-летие, — дал заголовок: «В 20 — кола с Севидовым, в 40 — водка с Лобановским». А вам какой ваш юбилей больше всего запомнился и чем? И что будет на столе сейчас?
— Запомнились в первую очередь дни рождения при необычных обстоятельствах. Например, во время студенческой стажировки в Америке или службы в армии на войне в Эфиопии…
Сейчас в кои-то веки собирается вместе большая семья: трое детей, трое внуков… Поскольку детали предстоящего торжества они вместе с моей женой Олей и зятем Михаилом тщательно скрывают, чувствую, сегодня планируется какой-то мощный сюрприз. Так что позвоните завтра!
Источник: www.mk.ru
