«Рено» показал самый безумный и дорогой электрохэтч. У него культовый предшественник
Комментарии За Renault 5 Turbo 3E точно начнут охоту автоколлекционеры.
Renault активно взялся за переосмысление своего исторического наследия и монетизацию успехов прошлых лет. Сначала французский автогигант возродил культовую модель Renault 5 в формате электромобиля, затем под брендом Alpine дебютировала спортивная модификация новинки Alpine A290, а сейчас пришло время для Renault 5 Turbo 3E — самой мощной, самой дорогой и самой безумной версии нового электрохэтча.
Оригинальный французский хэтчбек выпускался с 1972 по 1996 год, сменив за это время два поколения. Фанатам автоспорта прекрасно знаком Renault 5 Turbo, который вошёл в историю победой на Ралли Монте-Карло сезона-1981 — под управлением француза Жана Раньотти модель выиграла свой первый же старт в WRC. Но дальше среднемоторный заднеприводный хэтчбек оказался неконкурентоспособен в сражении с полноприводными монстрами Group B, так что спортивная карьера на топовом уровне классического ралли была не слишком продолжительной и не очень успешной. А вот в национальных чемпионатах Renault 5 Turbo блистал в течение почти 20 лет.
Renault 5 Turbo 3E
Фото: Renault
Renault 5 Alpine был одним из первых «горячих хэтчбеков» в автомобильной истории — машина появилась в 1976 году, за два месяца до культового Volkswagen Golf GTi. Праворульный 5 Alpine в Великобритании известен был как как Renault 5 Gordini, поскольку в Соединённом Королевстве правами на бренд Alpine владела Chrysler Europe — под именем Chrysler Alpine на островах продавался праворульный вариант Simca 1307. Марка Gordini тоже знаковая, поскольку она отдаёт дань уважения Амеде Гордини, который сделал себе имя на создании спортивных моделей Renault.
Renault 5 Turbo 3E
Фото: Renault
Первое поколение Renault 5 Alpine получило атмосферный 1,4-литровый мотор мощностью 95 л.с., что в полтора раза превышало отдачу базового хэтчбека. Двигатель сочетался с пятиступенчатой механической коробкой передач. Доработке также подверглись подвеска и тормоза, а визуально «заряженная» версия отличалась дополнительными противотуманными фарами спереди и особыми легкосплавными дисками. В 1982 году появился 110-сильный Renault 5 Alpine Turbo, двигатель которого, как ясно из названия, получил турбину. Но всё же это были младшие братья будущей легенды, которая родилась в 1980 году.
Renault 5 Turbo
Фото: Renault
Вице-президент компании Renault Жан Терраморси, впечатлённый раллийными успехами среднемоторной Lancia Stratos, предложит построить похожую модель на базе Renault 5 Alpine. Дизайнер Марк Дешам из Bertone под руководством легендарного Марчелло Гандини разработал облик машины, носившей на стадии разработки индекс Projet 822. И одним лишь изменением экстерьера хэтчбека дело не ограничилось.
Переднемоторный переднеприводный Renault 5 превратили в заднеприводного монстра с центральным расположением двигателя. 160-сильный 1,4-литровый турбомотор воткнули прямо позади места водителя, что потребовало радикального пересмотра конструкции шасси. Чтобы снизить расходы на создание модели, Renault 5 Turbo оснастили задней подвеской Renault Alpine A310 V6, а пятиступенчатую механическую коробку передач взяли от Renault 30 TX, развернув её на 180 градусов. В итоге получился самый мощный французский автомобиль в истории.
Renault Maxi 5 Turbo
Фото: Renault
Первые 400 экземпляров «хот-хэтча» были построены для омологации раллийной машины по техтребованиям Group 4, а когда гоночный Renault 5 Turbo был одобрен, пришло время для Renault 5 Turbo 2. Машина стала дешевле за счёт отказа от ряда эксклюзивных деталей в пользу стандартных элементов от базового Renault 5. При этом 200 автомобилей построили специально для омологации раллийного хэтчбека для нового класса Group B. Такие машины отличались крышей из лёгкого сплава, более объёмным двигателем, а также рядом дополнительных аэродинамических и геометрических изменений, которые позволили Renault омологировать автомобиль, который призван был конкурировать с Lancia Stratos и Audi Quattro в самом, пожалуй, культовом раллийном классе.
Renault 5 Turbo 2
Фото: Renault
В 1985-м на базе Renault 5 второго поколения был подготовлен Renault 5 GT Turbo со 115-сильным 1,4-литровым турбомотором, а в 1987 году дебютировал рестайлинговый вариант Phase II уже со 120-сильным двигателем и рядом других доработок. В 1989 году Renault 5 GT Turbo в руках француза Алена Орея выиграл Ралли Кот-д’Ивуара — по сей день этот успех остаётся единственной победой в общем зачёте WRC для автомобиля Group N. За всю историю модели для чемпионата мира по ралли, во-первых, строились исключительно на базе первого поколения Renault 5 Turbo, во-вторых, мощность их моторов постоянно росла — со 180 л.с. до 350 л.с. у безумного R5 Maxi Turbo.
Renault 5 Turbo 2 Production
Фото: Renault
Успешен автомобиль был и в кольцевых гонках, поскольку в 1987 году чемпионат Франции по супертуризму в классе Superproduction выиграл небезызвестный француз Эрик Кома на 385-сильном Renault 5 Maxi Turbo Superproduction. Участвовал хэтчбек и в британском туринге, однако в BTCC модель особых успехов не снискала. И вряд ли новая модель сможет повторить гоночные успехи своего славного предка, поскольку с гонками электромобилей в XXI веке пока складывается как-то не очень.
Renault R5 Turbo 3E
Фото: Renault
Но зато новый Renault 5 Turbo 3E (одноимённый концепт-кар был показан в 2022 году) точно станет объектом охоты со стороны автоколлекционеров. И не только потому, что машину выпустят ограниченным тиражом, а скорее по той причине, что у новинки из общего с возрождённым Renault 5 и даже Alpine A290 будет разве что страна происхождения.
Renault 5 Turbo 3E
Фото: Renault
Новый Turbo (имя звучит странно в контексте электромобиля, однако Porsche со своим электрическим Taycan уже приучил к тому, что «электричка» может быть «турбированной») построят вокруг карбонового монокока, разработанного специально для модели. Кузов, как ожидается, также сделают из углепластика. Судя по первым снимкам, электромобиль получит полностью новую оптику, эксклюзивные колёса и монструозный аэродинамический обвес с гигантскими колёсными арками, накладками на пороге и «воздухозаборниками» на бортах, а также с огромным диффузором и крупным спойлером.
Renault 5 Turbo 3E
Фото: Renault
Как и его культовый предшественник, Renault 5 Turbo 3E, показанный в исторической жёлто-чёрно-белой ливрее, будет иметь заднеприводную архитектуру. В задних колёсах установят электромоторы — по одному на каждое колесо — что обеспечит суммарную мощность не менее 500 л.с. С места до 100 км/ч электромобиль сможет разгоняться всего за 3,5 секунды, а раздельное управление тягой позволит имитировать активный дифференциал для улучшения поведения хэтчбека на ходу. Другие подробности о новинке пока держатся в секрете — раскрыть их обещают уже в 2025 году, когда состоится премьера товарного варианта суперэлектромобиля. Созданного в том числе и при участии Alpine, так что преемник легендарной «карманной ракеты» и в этом продолжит славную историю «горячих хэтчбеков» из Франции.
Крах в гонках? Зато в «Альпин» показали первый электрокар — у него знаменитый предок
Безумный минивэн с мотором от Ф-1: у него тот самый звук и «максималка» выше 300 км/ч