«Хочу принести результат своей стране, а не себе»
Решение МОК о частичном допуске российских атлетов на Олимпиаду-2024, как это ни странно, вызвало негодование в трех странах Балтии. Не строгостью вердикта, как могло бы показаться, а чересчур мягким подходом. Руководители «остзейского края» не хотели бы видеть на Играх россиян и заявляют об этом на каждом шагу. Причем настойчиво и на протяжении всего года, хотя ни НОКи, ни правительства этих стран не имеют права вмешиваться в олимпийские дела.
Но даже среди «протестующих» находятся смутьяны, подстрекающие Лозанну окончательно «забойкотировать» русских. То есть не допускать до Олимпиады в Париже вообще. В противном случае оставляют за собой право бойкотировать сами Игры.
Об этом заявил недавно Эдгар Ринкевич — президент Латвии. Вероятно, с расчетом на европейскую аудиторию. Вдруг кто-то из соседей по континенту присоединится к его манифесту? Пока, правда, особой солидарности не видно — европейцы оказались не столь радикальны, как «горячие латышские парни».
Эдгар Анатольевич — известный приверженец «европейских ценностей», гонимый за свои, мягко говоря, нетрадиционные убеждения, и мог бы проявить толерантность. Но, поди ж ты, выше всех выпрыгивает из штанов, требуя суровых мер для спортсменов. Хотя даже Томас Бах, президент МОК, признал в недавнем интервью, что нельзя наказывать атлетов за действия отдельно взятых функционеров.
Не так давно в Москве состоялось собрание НОК России, куда съехались представители всех регионов. Глава Минспорта РФ Олег Матыцин не стал развивать тему ренегатства соседей и призвал сосредоточиться на будущем отечественного спорта. «Это задача номер один, стоящая перед всеми, — подвел итоги своего спича Олег Матыцин. — Главное, думать о наших спортсменах, о наших тренерах, о развитии спорта в регионах».
Я бы добавил: не просто думать, но и реально заниматься. Особенно в регионах, где много талантливой молодежи, заряженной на успех, но лишенной иных возможностей для роста. Да и руководители сегодня мыслят настолько широко и масштабно, что до скучных и повседневных дел в родном отечестве просто руки не доходят. Но это не упрек нынешнему главе Минспорта, ни в коем случае. Напротив, Олега Васильевича можно только похвалить за то, что заострил внимание на столь наболевшей теме.
Жаль поздновато — нам кажется, он опоздал со своими тезисами на тридцать лет… После того как многие стадионы, спортивные залы, футбольные, хоккейные площадки и другие гособъекты перешли в частные руки.
Российский спорт давно перестал быть массовым. Потому что почти всё в нем перевели на коммерческие рельсы. А позволить себе платную секцию для ребенка может сегодня не каждый. Особенно в таких видах, как футбол, фигурное катание, художественная гимнастика, хоккей или теннис. Поэтому и нет отбора талантливой молодежи.
Может показаться, что все это не имеет отношения к обсуждаемой олимпийской теме. На самом деле имеет, и самое прямое. Это вам скажет любой детский тренер — правда, скорее всего, на условиях анонимности, дабы не лишиться своей работы. К примеру, о том, как организована подготовка и селекция в детско-юношеском спорте, кого продвигают в первую очередь, какие факторы на это влияют — способности и таланты ребенка, кошельки или статус их родителей…
Так получилось, что я часто бываю на столичном стадионе «Октябрь», который расположен в живописном лесном массиве Серебряный Бор. Тысячи подростков здесь занимаются разными видами спорта. Круглый год функционируют открытые футбольные поля, различные секции, физкультурно-оздоровительные группы, залы спортивных единоборств, боксерские ринги, работает огромный плавательный бассейн. С самого утра и до глубокой ночи слышны на территории голоса юных спортсменов или их друзей, приезжающих за них поболеть.
В последнее время некоторые российские школы захлестнули жестокие драки и избиения, даже среди девочек. Но на стадионе и вокруг него ни разу не видел ни конфликта, ни драк среди молодежи за многие годы. Потому что во время физических занятий все выплескивают свои эмоции и энергию, получая взамен хорошее настроение.
Любой мог заметить: на футбольном поле, волейбольной площадке, борцовском ковре или на ринге друг с другом дети довольно приветливы. Даже после жарких споров или состязаний. За годы совместных занятий стираются между ними любые различия и складываются нормальные человеческие отношения. Поэтому на стадионе можно встретить в одной компании и коренных москвичей, и бородатых кавказцев, и гостей из Средней Азии, и даже представителей солнечной Африки.
В своей книге «Ты выходишь на ковер» легендарный Иван Ярыгин увлекательно рассказывает о жизни советских борцов-вольников разных национальностей, с которыми поддерживал дружбу до последних дней. В память о выдающемся олимпийце в Ставропольском крае даже установлен монумент: «Ивану Ярыгину — русскому богатырю от дагестанцев».
Отношения или дружба между спортсменами строятся не на интересах, а на личных качествах и достоинстве каждого. Сегодня эти традиции почти уходят вместе с ветеранами советского спорта, носителями того самого института «спортивного куначества». Но к ним нужно возвращаться начиная с регионов, как правильно заметил министр спорта.
На территории спорткомплекса уже два десятилетия функционирует боксерский клуб «Первая перчатка», куда может прийти любой желающий. Основателем его стал заслуженный мастер спорта РФ Рамзан Себиев. За двадцать лет отсюда вышло немало мастеров спорта, победителей международных турниров и чемпионатов России.
Иногда заходят настоящие звезды спорта — чемпион Олимпийских игр в Сеуле Александр Лебзяк, победитель первенства мира по боксу Андрей Курнявка, многократный чемпион мира и Европы по самбо — Владимир Япринцев, бывший член сборной СССР борец-вольник Заурмакан Умаев, чемпион СССР по настольному теннису Манахим Манахимов и многие другие. То есть боксерский клуб превратился в неофициальный центр общения, место встречи заслуженных ветеранов спорта, сумевших сохранить дружеские связи, несмотря на лихие десятилетия. Даже в самых сложных жизненных обстоятельствах не утратили они прежнюю теплоту и уважение друг к другу, как и обязывает старая дружба.
Недавно в клуб нагрянула группа спортсменов из Еревана и Нагорного Карабаха вместе с тренерами — бывшие партнеры по сборной. И в этот момент Себиеву звонят друзья-боксеры из Азербайджана.
— Рамзан, мы в Москве. Хотели бы зайти к вам в клуб!
Тот невозмутимо отвечает.
— Конечно, заходите. Как раз приехали наши общие друзья — шестеро боксеров из Армении. Кто вас помирит, как не я?
В другой компании, может, не поняли бы шутку. Но здесь дружно все посмеялись, даже передали через Рамзана взаимные приветы.
Конечно, они еще не готовы встречаться, но кто знает — пройдет время, и этот эпизод поможет им сделать следующий шаг навстречу. По крайней мере пожмут друг другу руки. Это уж точно.
Всех их подружил когда-то спорт. У многих сейчас дети и внуки тоже знают, что у отца или деда есть друзья — русские, евреи, узбеки, грузины, армяне, азербайджанцы, якуты, осетины, карачаевцы, черкесы, ингуши, чеченцы… В том числе за границей, с кем не раз встречались на ковре или в зале. Таков он — спорт, который мир!
Так что прав был Олег Матыцин, предлагая вернуться к проблемам отечественного спорта, особенно в регионах, не пытаясь давить на МОК. Несмотря на горячность и рвение некоторых политиков, вопрос участия в Олимпийских играх под российским флагом и с гимном остается открытым. Все может измениться, если нормализуется ситуация на украинском направлении. Словом, интрига сохраняется.
Любопытно послушать мнение на этот счет титулованного борца, четырехкратного чемпиона мира в супертяжелой категории Салмана Хасимикова, который десять лет был капитаном сборной СССР по вольной борьбе. Имел все шансы принять участие в трех Олимпиадах подряд. Но дважды накануне важных состязаний получал серьезные травмы, а в третий раз советская команда отказалась ехать на Игры в Лос-Анджелес (1984 год, США), объявив американцам политический бойкот.
— Никто не отменял парад наций, которым открываются и закрываются Олимпийские игры, — говорит Салман Алхазурович. — Когда идешь со знаменем по олимпийскому кругу или стоишь на пьедестале, то испытываешь особую гордость за свою страну — это неописуемое чувство!
По его глубокому убеждению, в нежелании допускать россиян скрывается глубокий подтекст — оторвать юношей и девушек, являющихся гордостью и достоинством народа, от их корней. Чтобы выходили на стадион чисто из коммерческих соображений, отказавшись от госсимволики и других национальных атрибутов. То есть потеряли бы чувство сопричастности к своей стране.
Когда приглашают выступать без флага и без гимна, то и мотивация другая, другой настрой, другая энергетика. Если всего этого лишить, то и результаты будут другие, не говоря уже о судействе. При первой же возможности постараются засудить, не дать оценок, которых ребята заслуживают. Потому что защищать их некому. За человеком должна стоять страна.
— Я тогда не поехал и ничуть не жалею, — продолжает Салман Хасимиков. — И сейчас бы не поехал. Потому что хочу принести результат своей стране, а не себе.
Хотелось бы, чтобы эти слова услышали и поняли все: и спортсмены, претендующие на место в сборной, и функционеры, и политики, и болельщики.
Источник: www.mk.ru