Есть ли жизнь после Парижа-2024
Есть ли вообще «жизнь на Марсе», будет ли олимпийская жизнь у России? И не только России. Вот и последовал указ МОК: допустить нейтральных спортсменов до Олимпийских игр, не допустив большинство. Да, многое мы уже слышали, ко многому были готовы. Но решения все еще обжигают, а критерии взрывают эмоции.
Как ни странно, может быть, прозвучит, но с Олимпийскими играми в Париже для нас вопросов не осталось. Есть только один, зависший в режиме «сплошное ожидание». На сей раз будем высматривать ясность: кто конкретно, отталкиваясь от требований МОК (да еще держим в голове возможную самодеятельность в трактовке критериев международных федераций), поедет в Париж? Не добравшихся туда российских спортсменов будет много, найдутся ли будущие участники?
Сейчас многие принялись высчитывать: у каких видов спорта есть еще возможность пройти квалификацию, у каких – ее уже практически не осталось. Но смысла в этом скрупулезном выискивании теоретических шансов нет никакого. Потому что даже прошедшие квалификацию внезапно могут оказаться неблагонадежными: то ли лайк не тот будет найден, то ли трактовка связей спортсмена с кем-то или чем-то окажется в высшей степени жесткая. Тут привычная для всех, правда, раньше имевшая несколько иной смысл, поговорка «в огороде бузина, а в Киеве – дядька» будет работать отменно. На поиск «бузины» у каждого претендента ради «дядьки» уже брошены немалые силы.
Увидеть Париж-2024 и не умереть в списках на пути к нему, а потом показать свой спортивный характер, сможет имеющий квалификационные очки и прошедший эти самые комиссии надзора. МОК уже давно выкатил критерии, их уже все интересующиеся знают буквально наизусть: не ходить, не петь, не говорить, не надевать, не демонстрировать все, что связано с Россией и поддержкой СВО. Еще – не иметь отношения к Динамо, ЦСКА, Росгвардии. Само собой – командой никуда не собираться, это под запретом, пара – это уже команда.
Перед официальным оглашением МОК о допуске нейтральных индивидуальных спортсменов вопрос-то тоже оставался лишь один: захочет ли МОК добавить к придуманным для России и Белоруссии существовавшим и апробированным уже на стартах критериям участия еще и политическую декларацию? Не захотел, но сделал акцент на том, что нужно будет подписать некий документ, как и всем остальным участникам Игр: «Условия участия в Олимпиаде 2024 года». И подчеркнул, что там есть пункт об уважении Олимпийской хартии и «мирной миссии олимпийского движения».
«Мирная» эта миссия позволила к сегодняшнему дню получить нашим спортсменам всего восемь квот (судя по всему, четыре у борцов и четыре в велосипедном виде спорта). Появятся еще, но немного. Но и те, кто претендует на то, чтобы эти квоты в Париже использовать, от критериев не освобождены. Уже через отбор комиссий перед допуском на международные старты проходили? И что? Нынче же – Олимпийские игры впереди, начинай сначала.
А поэтому: все спортсмены получат персональные приглашения и от МОК, и от международных федераций, будут проверены и теми, и этими, а еще и «независимыми структурами». Олимпийская семья прямо подстраховалась со всех сторон, как бы не проскочил кто, особенно засветившийся в любви к России.
«МОК будет настаивать на независимой оценке в отношении каждого квалифицировавшегося AIN (индивидуальный нейтральный атлет) и каждого члена персонала, предложенных международными федерациями». Есть у МОК и добровольный помощник в нелегком труде «найди неугодного». Украина, которая на словах сначала вполне традиционно собралась Игры бойкотировать из-за допуска наших спортсменов, потом быстро передумала, пообещала бдительно отследить все контакты и данные тех, кто в Париж от России будет допущен. «Мы будем внимательно следить за соблюдением условий нейтральности российских и белорусских атлетов, сообщать МОК и в международные спортивные федерации о любых нарушениях и злоупотреблениях этим статусом».
ххх
Есть в условиях участия наших спортсменов и еще один пункт: запрещена любая активность, связанная с национальным флагом и иной символикой – «до, во время и после Олимпиады в Париже». Например, «участие в любых национальных мероприятиях, связанных с выступлением в Олимпиаде 2024 года». Видимо, в МОК хорошо информированы о том, как у нас провожают и встречают спортсменов перед и после Олимпийских игр, наверное, часто завидовали. Если кто-то будет в таком мероприятии замечен, да и вообще при флаге и гимне, то последуют санкции – вплоть до дисквалификации спортсмена и аннулирования результата, показанного на Играх.
Прямо вот – из песни слова не выкинешь: «Я понял: это намек, я все ловлю на лету, но не понятно, что конкретно ты имела в виду». Намек, который очень хотелось бы организации еще и узаконить (впрочем, можно действовать и попирая законы), у МОК один: государство должно стоять в углу на горохе, развернувшись лицом к стене. Но «национальные мероприятия» – это же не только митинг или торжественные проводы. А чемпионат России, на которых и гимн поют, и флаг поднимают, да и вообще сегодня любой внутренний старт? МОК запрещает появляться там спортсменам, получившим нейтральный статус? Типа – раз получили его, то теперь валите из страны вовсе, потому как правила угла действуют для вас всегда, а не только во время Игр? То есть надо увидеть Париж-2024, побывать в нем и все-таки «умереть» – для страны.
Так легким движением руки олимпийские ценности превращаются в искривленное, даже уродливое, толкование этих ценностей. МОК запретил нашу национальную символику на своей олимпийской территории – это решение, которое он принял, как хозяин мероприятия. Не честный хозяин, не разумный, совершающий ошибку в угоду политике, но диктующий правила, не обращающий внимания на протесты, преследующий свои интересы здесь и сейчас. И почему-то решивший, что вправе пойти и дальше, заявив: ваш национальный флаг и на вашей родной земле становится оскорблением олимпийской семьи, даже появляться рядом – запрещено.
ХХХ
За прошедшие дни после озвученного допуска к Олимпийским играм многие из наших спортсменов уже признали: планы остаются прежними, пусть МОК играет в свои игры. И фокус в предстоящем летнем сезоне на Играх дружбы и БРИКС, два главных международных старта, которые состоятся в этом году.
Но у МОК и тут есть свой фокус (в другом понимании этого слова). Заключается он снова в той же угрозе дисквалификации и лишения результата. И беспокойство МОК прямо выпирает отовсюду. Еще на олимпийском саммите (за несколько дней до оглашения допуска России) было озвучено: Ассоциация летних видов спорта и Ассоциация зимних видов спорта подтвердили свои рекомендации международным федерациям «не принимать никакого участия в политически мотивированных спортивных мероприятиях». МОК напомнил, что каждая федерация должна отказаться от рассмотрения вопроса о включении подобных мероприятий в свой международный спортивный календарь и «не должна признавать результаты, достигнутые спортсменами на этих соревнованиях».
В попытках сразу пресечь новое «российское зло» на корню МОК умудрился даже заявить, что мероприятия «будут организованы тем же самым правительством России, которое было вовлечено в систематическую допинговую программу на Олимпийских играх 2014 года в Сочи, а позже – в манипуляцию антидопинговыми данными». Подтянулась тяжелая артиллерия: глава WADA Витольд Банька уже угрожает – возможное участие подписантов кодекса WADA в Играх дружбы может повлечь за собой последствия.
Хорошо известные нам персонажи, не стесняясь, высказывают негатив в адрес будущих российских стартов. При этом аргументов «против» не особенно-то и хватает. Например, Себастьян Коу, глава мировой легкой атлетики, весьма витиевато отмечает: «Я не очень впечатлен идеей Игр дружбы. Несколько федераций сделали запрос по поводу участия в этих соревнованиях, мы ответили, что это не очень совпадает с нашими ценностями».
Правда, судя по тому, что Коу просто прет наперекор призывам Баха и решениям МОК по нейтральным спортсменам, у британца с олимпийской семьей ценности тоже разные. Ни одного нашего легкоатлета (даже кристально чистого с точки зрения хоть десятка комиссий по соответствию критериям) в Париже не будет. Потому что приоритетное право казнить или миловать, как решил Коу, принадлежит международным федерациям, а вовсе и не МОК. Ну и что, что Олимпийские игры? И вот это «я так решил, как сказал, так и будет», – весьма серьезный намек уже самому МОК. Кто хозяин-то в олимпийском доме? А ведь дурной пример заразителен.
ХХХ
Впрочем, нам сейчас думать о судьбе олимпийской семьи, конечно, можно, но не особенно нужно, вернее – не актуально. А вот актуально, и очень, другое. После Олимпийских игр (не важно, скольких российских спортсменов там будет, если будут) тоже есть жизнь. И развивать спорт внутри придется очень сложными путями. На примере жесткого прессинга стартующих еще только следующей осенью Игр Дружбы понятно: палок в колесах любых начинаний, претендующих на участие зарубежных спортсменов, будет много.
И желания заполучить наших спортсменов для сборных других стран – не меньше. За ожиданием, а потом объявлением о решении МОК по участию нейтральных спортсменов в Олимпийских играх, не совсем заметной прошла информация о том, что Всемирная федерация бадминтона приостановила членство Национальной федерации бадминтона России. Почему? По той же причине, в связи с которой МОК отстранил ОКР: включение в состав НФБР федераций бадминтона ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. (Решение совета BWF теперь должно быть подтверждено теперь на общем собрании в 2024 году.)
А буквально накануне трем нашим спортсменам, сменившим спортивное гражданство, МОК разрешил участие в Играх без отбывания карантина. ОКР отстранен, разрешение его, сочли в МОК, и не требуется. А дальше и у НФБР, если она будет лишена статуса, тоже ничего спрашивать не надо. И по такой апробированной схеме отлучения можно повести и еще федерации. Нет прав – нет вопросов участия. И вообще вопросов.
А за летними Играми в Париже следуют зимние, а там пока что ни одна международная федерация разрешения на участие россиян в своих стартах не дала. Так что вслед за процессом «нейтрализации» наших спортсменов для кого-то открывается просто непочатый край деятельности, мировой спорт отнюдь не укрепляющий.
…Пока же аж целые президенты стран Балтии на тройственной встрече в Таллине только что заявили, что решение Международного олимпийского комитета о допуске российских и белорусских спортсменов на Олимпийские игры в Париже должно быть отменено. Снова задумались дяденьки о бойкоте, у них такие игры.
Источник: www.mk.ru