Спорт

Пережил кораблекрушение и умер от инфаркта за просмотром футбольного матча: тайны Кассиля

AliExpress WW

Популярному писателю Льву Кассилю 120 лет

«Он открывал детям страны,

Которых на свете нет.

Уча любить ту землю,

Что была ему дороже всего на свете»

Эту автоэпитафию придумал Лев Кассиль, писатель и журналист, имя которого знакомо каждому, кто вырос в Советском Союзе. 10 июля исполнилось бы 120 лет автору той самой, настольной для миллионов детей книги «Кондуит и Швамбрания». История двух братьев, Левы и Иоськи, в свое время стала настоящим гимном мальчишеской дружбе и фантазии.

Пережил кораблекрушение и умер от инфаркта за просмотром футбольного матча: тайны Кассиля

тестовый баннер под заглавное изображение

Лев Кассиль всегда жил на границе чувств, стремясь объять необъятное. Он как бы летал в рамках событий: участвовал в испытательных полетах дирижаблей, опускался в первые шахты строящегося метро, дружил с Циолковским, провожал Чкалова в беспосадочный перелет через Северный полюс, рвался в объятую гражданской войной Испанию. А в 1936 году взял и написал сценарий первого советского спортивного фильма «Вратарь». В массовке снялись футболисты киевского «Динамо», а песня «Эй, вратарь, готовься к бою»» зазвучала из всех радиоприемников. И только спустя два года неуемный Кассиль переработал сценарий фильма в литературное произведение — повесть «Вратарь республики». И признался, что футбол для него — не просто игра, а неотъемлемая часть жизни, без которой он не может существовать.

Детство писателя не отличалось ничем особенным: Лева играл на рояле, неплохо рисовал, мастерил модели пароходов. И даже не помышлял о литературном поприще. Хотя его учитель словесности словно предвидя будущее, однажды обронил фразу, которая, окажется позже пророческой: «Чему бы его ни учили, все равно он, увы, в будущем станет литератором».

После окончания школы Кассиль из родной Саратовской области поехал в Москву. И без особых проблем поступил в МГУ на физико-математический факультет, но вскоре понял, что точная наука – не его цель. Его переполняла страсть к письму. Он писал родителям почти каждый день, порой его сочинения достигали 30 страниц: «Я делился впечатлениями о новом городе, описывал встреченных мной людей, рассказывал о футбольных матчах, на которых побывал, и с восторгом – о выставках, поразивших воображение. Каждое мое письмо было таким окном в жизнь, распахнутым для самых близких».

В конце 20-х годов Лев Кассиль пришел в журналистику, устроившись в газету «Известия». Много времени начал проводить в командировках. Но особое место в его писательском сердце продолжал занимать футбол. Лев Абрамович видел в этой игре не просто спорт, а концентрированное выражение человеческих эмоций, настоящую драму, сжатую во времени. «В писательской среде меня стали звать спортсменом. Именно тогда и завязалась моя дружба со спортивным комментатором Николаем Озеровым и футболистами «Спартака», — вспоминал Кассиль.

Он знал наизусть составы команд, статистику игроков, историю каждого клуба. Его коллега по цеху, поэтесса Агния Барто с улыбкой признавала в их общении одно маленькое, но явное расхождение: «С полным безразличием относилась я к его неизменному увлечению, к его пламенной страсти — футболу. Особенно, когда играл его любимый «Спартак». В такие дни лучше было его не беспокоить. Звонить в день матча Кассилю не стоило, он весь был в футбольном пылу».

Писатель был другом многих советских футболистов. В 1935 году он даже поехал со сборной СССР по футболу в Турцию. В том путешествии Кассиль чудом выжил: на обратном пути пароход потерпел кораблекрушение: «Нас штормом выбросило на мель у румынского мыса Мидия… Но я выкарабкался. А уже через год написал рассказ «Турецкие бутсы». Эта история, полная юмора и любви к футболу, сразу же полюбилась читателям. Многие увидели в главном герое, талантливом и самоотверженном игроке, черты легендарного советского футболиста Петра Дементьева. Кассиль мастерски передал дух времени и страсть советских футболистов к своему делу.

Он буквально дышал футболом. Отредактировал написанную игроками «Динамо» книжку об их поездке в Англию, где те забили 19 и пропустили 9 мячей, что и дало книге название «19:9». А «Спартаку» в матче против «Локомотива» посоветовал сыграть «по Кассилю», сделав ставку на импровизацию и творчество. «Мне врезался в память один эпизод, связанный с Львом Абрамовичем. Его попросили назвать свой вариант состава на игру. Он был краток: «Кого угодно, куда угодно, но Федотова — на левый край обязательно!» — вспоминал Николай Старостин. Мало кто знает, но именно Кассиль придумал знаменитый зажигательный возглас «Мо-лод-цы!», который и по сей день эхом разносится по стадионам.

У Льва Абрамовича было еще одно качество. Умение вести переговоры. 1961 год. Кассилю дали задание написать очерк о вратаре Владимире Маслаченко. Сказано – сделано. Они проговорили ровно четыре часа. В конце беседы Кассиль настойчиво убеждал Маслаченко перейти под спартаковские знамена. Подарил свою книгу «Вратарь республики», на которой написал: «Владимиру Маслаченко, невыдуманному вратарю экстра-класса! Дарю книгу о вратаре выдуманном, но живучем… Лев Кассиль». Удивительно, но ровно через год Маслаченко защищал ворота «Спартака». Что это было – искусство дипломатии или непреодолимая харизма Льва Абрамовича?!

Кассиль до конца своих дней хранил верность футболу. Самого народного детского писателя не стало 21 июня 1970 года. За просмотром финального матча чемпионата мира по футболу между Италией и Бразилией. Кассиль очень переживал: страстно болел за итальянцев, а выигрывали бразильцы. И после очередного гола с подачи Пеле писатель схватился за грудь…

Вот таким он был: любознательным, жадно хватающимся за все новое, всегда в движении. Но своей страсти — футболу — никогда не изменял. Ни до войны, ни после нее.

Он был писателем, журналистом, болельщиком. Но в анкете, отвечая на вопрос о профессии, всегда с гордостью писал: детский писатель. «Пишу, как в силах, как умею, дорогим моим мальчишкам и девчонкам книги об их же открытых, веселых и жарких сердцах, полных дерзания, упрямой мечты и необоримой жажды подвига, чтобы победили в мире справедливость и красота. И нет для меня на свете дела важнее и прекраснее!»

Так почему же Льва Кассиля, классика советской детской литературы, сегодня почти не знают? Неужели его книги стали хуже?! Нет. Просто современные дети читают совсем другое. И, возможно, эта проблема не в Кассиле…

Источник: www.mk.ru

AliExpress WW

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *