World Aquatics выдвинула самые жесткие критерии участия отечественных спортсменов
Призер Олимпийских игр пловец Иван Гирев получил нейтральный статус для участия в соревнованиях под эгидой Международной федерации плавания. Не он один – еще «счастливый билет» на данный момент вытянули пять белорусов: Анастасия Куляшова, Анастасия Шкурдай, Алина Змушко, тренер Андрей Липницкий и рекордсмен мира по плаванию на короткой воде Илья Шиманович. Они согласились на условия World Aquatics?
Ближайшим крупным турниром по водным видам спорта станет чемпионат мира, который пройдет в Дохе в феврале 2024 года. Соревнования будут носить статус отборочных на Олимпиаду-2024 в Париже. World Aquatics допустила наших спортсменов до международных стартов в нейтральном статусе. И разработала не просто жесткие, а очень жесткие критерии, которые сегодня безоговорочно лидируют в гонке: что бы такое придумать, дабы спортсмены России и Белоруссии сами решили не выступать? Объяснила: придуманное основано на рекомендациях Международного олимпийского комитета.
World Aquatics оттолкнулась от МОК и усовершенствовала критерии, что называется, от души. Отсутствие гимна, флага и всякой атрибутики – вне обсуждения. Само уже собой – это общее для всех федераций направление – никаких эстафет (недопустимость нашего участия в командных соревнованиях, то есть там, где участвует более одного спортсмена, совместные усилия которых приводят к достижению результата). Неожиданное: только один спортсмен с российским гражданством может плыть на конкретной дистанции. Еще: квалификационные результаты на крупнейшие турниры должны быть показаны за пределами России.
Конечно же, отсутствие контрактов с российскими военными структурами или спецслужбами. Обязательно: отсутствие поддержки специальной военной операции на Украине: «недопустимы любая форма вербального, невербального или письменного выражения своей позиции, явно или неявно, в любое время с начала СВО, в том числе заявления, сделанные в соцсетях, участие в демонстрациях или мероприятиях в поддержку СВО, ношение любой символики, в том числе буквы «Z».
Никакой формы, кроме белой. Вся форма (соревновательная, разминочная, официальная, повседневная, для церемоний), вся одежда, снаряжение, аксессуары и личные вещи, которые могут демонстрироваться в местах проведения соревнований, должны быть белого цвета и согласованы с World Aquatics. Никаких упоминаний о России в документах организаторов: как в печатном, так и в электронном виде, включая, но не ограничиваясь этим, стартовые протоколы, рейтинги, телевизионную графику.
Ноу-хау World Aquatics: появляться в микст-зоне, участвовать в пресс-конференциях и давать интервью или комментарии журналистам запрещено и спортсменам, и вспомогательному персоналу. Кстати, этот пункт, помимо шока, вызвал еще одну реакцию, может, и спорную, но жизненную, учитывая сегодняшние реалии и ловушку, в которой оказался спорт: если раньше политика в нем и была в единичных проявлениях, то нынче будет в массовых. Вот что сказал, например, двукратный олимпийский чемпион по плаванию Денис Панкратов: запрещено давать интервью – хорошо. Есть журналисты, которые обязательно будут спрашивать про беженцев, бомбежки и тому подобное, и слава богу, что таких вопросов не будет. «Наши ребята поедут туда не разговаривать, а делать свое дело – устанавливать рекорды мира и завоевывать золотые медали».
Президент федерации Владимир Сальников подтвердил, что для российских спортсменов существует и декларация World Aquatics. Ее получает спортсмен, который заявляет World Aquatics о желании выступить в нейтральном статусе. Затем специальная комиссия World Aquatics рассматривает заполненную декларацию. «Это не расширило както возможности наших спортсменов, это сузило их возможности почти до нуля. Не знаю желающих, готовых выступать на таких условиях. Но в общем понимании это просто унижение».
На что соглашаться, на что – нет, решать будет каждый спортсмен. Заявки носят индивидуальный характер. Но головная боль – общая, а есть еще и подводные камни.
Президиум Всероссийской федерации плавания (ВФП) назвал критерии допуска российских спортсменов неприемлемыми. «Всероссийская федерация плавания будет добиваться полного восстановления законных прав наших спортсменов для участия в соревнованиях на единых условиях для атлетов всех стран в соответствии с пунктом 3 конституции World Aquatics», – говорится в заявлении организации.
ВФП обдумывает обращение в суд по поводу заявленных критериев, «но мы пока не исключаем здравый смысл в виде переписок и консультаций с World Aquatics. Мы используем все доступные способы, чтобы наши спортсмены могли выступать на общих правах».
Сальников говорит, что ситуация в водных видах везде разная: например, у ватерполистов шансов почти нет, как у командного вида. А в прыжках в воду «девять спортсменов из десяти состоят на контрактах в «Динамо» или в ЦСКА, это не позволяет им осуществить спортивный отбор». Да и само понятие «спортивный отбор» ни на что уже не влияет. «Гипотетически человек без заслуг может попасть на соревнование, если он пройдет процедуру, а комиссия решит, что он годен». Федерация такого спортсмена, уточнял Владимир Сальников, не будет ни поощрять, ни останавливать, он сам несет ответственность за свой поступок. И признавался, что таких людей не знает.
И вот он – подводный камень. Только что World Aquatics разрешила нашему пловцу Ивану Гиреву вступать в нейтральном статусе. Гирев на Олимпиаде в Токио завоевал серебряную медаль в эстафете 4×200 м свободным стилем. Был серебряным и на чемпионате мира 2019 года, двукратный чемпион Европы-2021. Сегодня Гирев оказался первым и пока единственным российским пловцом, который оформил статус для участия в соревнованиях Международной федерации плавания.
Нейтральный статус – конечно, не новость, выступают и дзюдоисты, и борцы, и фехтовальщики, и тхэквондисты, и гребцы… На вопрос, а как пловец оказался в этом списке, Владимир Сальников предположил, что, возможно, он решил посмотреть, что ему пришлют: декларацию или еще что-нибудь. «Возможно, были другие причины. Но желания получить этот статус у него не было, о чем он, насколько мне известно, сообщил». И переадресовал вопрос, как получен нейтральный статус, самому спортсмену.
И понятно, почему. По протоколу для получения нейтрального статуса спортсмены и вспомогательный персонал обязаны обращаться в специальное подразделение World Aquatics. А уже оно проводит тщательную проверку, прежде чем выдать нейтральный статус (при этом не несет ответственности за то, что за время проверки спортсмены пропустят определенные соревнования, а также за нарушения может отозвать нейтральный статус в любой момент). То есть просто так никто никому статус не выдаст.
И Гирев, и его тренер подробностей ситуации не раскрыли. Но позицию обозначили. Пловец сказал, что, если страна скажет защищать честь России даже в нейтральном статусе, «то я готов, остальное не рассматриваю». А тренер Андрей Шишин, он же наставник и двукратного олимпийского чемпиона Евгения Рылова, подтвердил: будем двигаться в зависимости от команды, от общего решения, от решения федерации по вопросу о допуске под нейтральным статусом. Кстати, в профессиональной среде отмечают, что многие тренеры очень щепетильно относятся к своим спортсменам, но Андрей Шишин в этом плане превзошел многих.
Критерии World Aquatics – конечно, унижение. Хоть ищи в каких-то пунктах что-то положительное, как Денис Панкратов, хоть закрывай глаза от ужаса. Но первая ласточка, полетевшая вперед, есть. Ради любопытства или чтобы быть готовым ко всему при любом раскладе, уже имея допуск в кармане, – не столь важно. Важен вопрос, который будет возникать вновь и вновь с каждым спортсменом, получившим нейтральный статус. Как мы будем на это реагировать?
Рефлексировать будем каждый раз? Или начнем снижать накал страстей по поводу решений, которые – еще раз – принимает сам спортсмен, сам отправляет заявку, беря на себя все дальнейшие вопросы? (Причем теперь уже даже с разрешения официальных лиц самого высшего уровня: «Нужно руководствоваться интересами спортсменов. Решение за ними».) Если спортсмену дается возможность выбора, он имеет право его сделать? Или эта возможность нереальна?
…Картинка из недавнего прошлого. Мужская сборная России по плаванию завоевала серебряные медали Олимпиады в эстафете, которую называют «гордость нации», потому что можно оценить уровень развития плавания в стране: 4х200 метров вольным стилем. Участники: Мартин Малютин, Иван Гирев, Евгений Рылов и Михаил Довгалюк. (Из перечисленных пловцов никаких шансов на участие в международных стартах критерии World Aquatics не оставляют Евгению Рылову, дисквалифицированному за появление на известном концерте в Лужниках.)
Что парни тогда сказали в Токио? (И что – опять же – не смогут сказать в Париже при любом раскладе в силу недопуска командных видов.) «Можем собой гордиться. Мы на Олимпиаде и показываем результаты. И мы – команда!». До этой медали россияне в современной истории плавания лишь один раз были на олимпийском пьедестале в этом виде программы. В далеком уже Пекине-2008 Никита Лобинцев, Евгений Лагунов, Данила Изотов и Александр Сухоруков выясняли отношения с командой Фелпса и австралийцами. Ивану Гиреву было тогда восемь лет. Но в записи ту эстафету он видел, говорил, что было интересно.
Мартин Малютин в Токио тогда резюмировал: «За команду нужно выступать со светлой головой и отдать все, что есть. Британцы на сегодня сильнее. Но у нас есть время поработать, прибавить, будем с ними бороться». Иван Гирев признался: «Не все получилось в личном заплыве, но мы не унывали, собрали волю в кулак. Конечно, всегда можно лучше. Британцы выиграли золото и серебро на индивидуальной дистанции 200 м. Но это не значит, что так будет всегда. Мы за себя еще постоим». Евгений Рылов предположил: «Может, еще будет шанс отличиться в комбинированной эстафете 4х100 метров. Очень рад». Михаил Довгалюк: «Быстрее еще не плавал. Пожалуй, был самый сложный заплыв в моей жизни».
И на правах финишера, оставившим позади и Австралию, и Америку, чье слово было последним, заявил то, о чем все наши участники эстафеты тогда подумали: «Хотелось бы золото, но его надо заработать. Надеюсь, в Париже- 2024 возьмем свое».
Источник: www.mk.ru