Отечественные борцы поедут в Париж-2024, если это «принесет пользу, а не внесет раздрай среди болельщиков и любителей спорта»
Отечественная борьба от турнира к турниру продвигается к Олимпийским играм в Париже-2024. Будут ли наши борцы там выступать, даже завоевав все олимпийские лицензии? Пока это вопрос, который кого-то заставляет надеяться: надо поехать и доказать силу наших чемпионов. Но кого-то и раздражает: зачем нужно прорываться на Игры, уже неоднократно названные унижением нации? В отборочном турнире, прошедшем в Стамбуле, наши спортсмены завоевали очередные олимпийские лицензии.
Отборочный турнир на Олимпиаду проходил в Стамбуле с 9 по 12 мая. И, как уже не надо уточнять, российские спортсмены выступали на нем в нейтральном статусе, другого не дано. А на ковре – как на ковре. Задача у всех прежняя: победить. И даже не так, учитывая ситуацию, а более жестко: права на поражение нет. Лицензии получают спортсмены, вышедшие в финал, а также победитель поединка между двумя третьими местами. На Олимпийских играх в каждой весовой категории будут представлены 16 борцов. Завоеванные лицензии не являются именными.
Руководство нашей борьбы не раз обозначала задачи для допущенных к стартам спортсменов: перед всеми российскими борцами стоит «понятная задача – добрать путевки» на Олимпийские игры по спортивному принципу. Что будет дальше, как будет использованы эти путевки, если вообще понадобятся, остается открытым вопросом и сегодня. «Мы взвесим все «за» и «против», и будем принимать решение, стоит ли ехать в Париж», – такова сегодня официальная позиция ФСБР, уже неоднократно озвученная.
Еще до старта турнира в Стамбуле под названием «Последний шанс» президент федерации спортивной борьбы Михаил Мамиашвили сказал, что потенциально наши спортсмены должны брать все лицензии для участия в Олимпийских играх в Париже, всё по силам. «Но есть масса вопросов». И вопросы эти начинаются с ограничений, которые навязывает МОК. Например, откуда исходят протоколы, по которым не допускают того или иного спортсмена, вообще не понятно.
Сам же Объединенный мир борьбы (UWW), по словам руководителя, в целом не видит предпосылок для запрета россиянам участвовать в Олимпийских играх, но окончательное решение вынесет Международный олимпийский комитет. Президент ФСБР подчеркивает, что главным вопросом, который обсуждался на исполкомах всех международных федераций борьбы, был вопрос, выступят ли наши борцы на Олимпийских играх в Париже. Непосредственно на спортивных площадках это уже не обсуждал никто. И, если бы все зависело от руководства международной федерации, то проблема бы даже и не возникла, «берите выше».
Как считает ФСБР, основная задача, которая стояла перед командой, фактически выполнена, сейчас все продолжают готовиться к Олимпийским играм. «Но, пока мы не увидим протокол, четкий свод правил, на каких условиях нам будет предложено выступать в Париже, мы не озвучим наше окончательное решение», – цитирует ФСБР руководителя федерации. Мамиашвили надеется, что окончательное понимание вопроса будет в самое ближайшее время: максимум – в течение трех-четырех недель.
Перед заключительным днем финальных схваток мирового олимпийского квалификационного турнира в Стамбуле команда отечественных борцов обладала 16 лицензиями из 18 возможных: все шесть получены в вольной борьбе, по пять – в греко-римской и женской.
И, например, три олимпийские путевки, завоеванные в Стамбуле борцами греко-римского стиля, Михаил Мамиашвили назвал хорошим результатом. Более того – в условиях ограничения и пропущенных стартов – даже максимально возможным результатом. Две лицензии из шести были добыты ранее в весовой категории до 87 килограммов и до 130 кг (Милад Алирзаев, Сергей Семенов). В Стамбуле покорились веса до 60, 77 и 97 кг (Садык Лалаев, Сергей Кутузов и Артур Саргсян).
В Стамбуле бронзовый призер чемпионата мира, двукратная чемпионка Европы Ольга Хорошавцева завоевала в женской борьбе пятую лицензию команды на Игры. Спортсменка, выступающая в весовой категории до 57 кг, победила представительницу Украины Алину Акобия. До этого олимпийские лицензии в женской борьбе завоевали Надежда Соколова (до 50 кг), Наталья Малышева (до 53 кг), Алина Касабиева (до 62 кг) и Ханум Велиева (до 68 кг).
Еще в апреле стало известно, что МОК не допустил двукратного чемпиона Игр российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева до участия в квалификационном турнире, который проходил в Баку в начале апреля. В UWW заявили, что Садулаева не пропустила комиссия федерации из-за информации о его поддержке СВО и принадлежности к «Динамо». К отбору на Игры не был допущен и олимпийский чемпион Токио по греко-римской борьбе Муса Евлоев, бронзовый призер Олимпиады Екатерина Букина, чемпион мира и Европы Никита Мельников, двукратный чемпион России Сергей Степанов и еще ряд спортсменов.
При этом ФСБР по итогам 2023 года получила счет в размере 100 тысяч швейцарских франков за проверку спортсменов на причастность к силовым структурам. Растет и сумма за текущий год, борцов проверяют перед каждым турниром. Мамиашвили считает, что «клич о стукачестве и доносах», который бросил Томас Бах, призывая указывать на несоответствие критериям, только «плодит эту историю».
А отстранение Садулаева до сих пор вызывает особый резонанс. Осенью прошлого года, выступая на чемпионате мира, Русский танк из-за серьезной травмы шеи был снят с турнира врачом, и не смог завоевать лицензию Игр. Перенес операцию, а в его отсутствие путевку на Игры в этом весе на турнире в Баку завоевал Алихан Жабраилов.
И вот на только что прошедшем предолимпийском чемпионате России капитан сборной России по вольной борьбе Абдулрашид Садулаев вновь стал обладателем титула чемпиона страны, уже в шестой раз. И выиграл у Жабраилова, который четырежды становился чемпионом России, правда, в весе до 92 кг, он решил перейти в более тяжелую категорию (97) в олимпийский сезон.
Сам свое отстранение от отбора Садулаев называет «странным». Говорит, что все борцы сегодня находятся в одинаковых условиях, а, если возникают вопросы лично к нему, значит за этим кто-то стоит. «Видимо, кто-то не хочет, чтобы я стал трехкратным олимпийским чемпионом. Если бы отстранили всех – это один момент, но отстранили же только меня, – прокомментировал он ситуацию в интервью ФСБР. – И, если меня не допустят к Олимпийским играм, – у меня будут определенные вопросы, и мы будем их решать на государственном уровне».
Говорит Русский Танк и о настроении: начало года выдалось сложным, он не участвовал в чемпионате Европы, пропустил лицензионные турниры, но все это его только мотивировало. «И, если кто-то думает, что это меня психологически может сломать – то не тут-то было». Помимо мотивации, двукратный олимпийский чемпион ориентируется и на чувства: «Сердце подсказывает, что я выступлю на Олимпиаде в Париже».
За каждого нашего борца, который по каким-то причинам не устроил комиссии, проверяющие соответствие критериям, идет своя борьба. Так, например, к отбору не были допущены два лидера команды в весе до 77 кг – Сергей Кутузов и Сергей Степанов. Но вице-чемпиона мира-2021 Кутузова удалось сохранить в числе участников турнира в Стамбуле. Мамиашвили говорит, что добиваться допуска Кутузова пришлось в сложной борьбе, а самое непонятное – это все тот же вопрос: как и на каких основаниях принимается решение о недопуске. «Надеюсь, что нам также удастся добиться положительного результата и по некоторым другим отстраненным спортсменам».
Оказавшиеся пока на весьма неустойчивой почве борцы – лицензии для участия в Играх есть, а решение об участии не принято, – какое-то время будут еще думать. Мамиашвили уточняет, что борцы поедут в Париж только в том случае, если это «принесет пользу, а не внесет раздрай среди болельщиков и любителей спорта». Руководитель считает, что политизированность ситуации сегодня просто зашкаливает, «двух мнений быть не может, любая команда – часть великой страны и народа».
Источник: www.mk.ru