Предстоит новый суд за возвращение первого места командного турнира в Пекине-2022
ISU не стал тянуть после дисквалификации Камилы Валиевой, присудил нашим фигуристам третье место. Обнулив результат в женском одиночном катании, но не изменив очки, набранные другими участницами. Канадцы, ставшие в Пекине четвертыми, медаль не получат. Потому что даже после зачеркивания результатов Камилы на олимпийском льду (Валиева принесла команде 20 очков из 74) они все равно отстали от команды России на 1 балл. Это – к вопросу о преимуществе наших фигуристов в Пекине.
Первое место вместо россиян (в составе команды выступали Камила Валиева, Марк Кондратюк, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Виктория Синицина и Никита Кацалапов) на данный момент заняла команда США (65 баллов), вторыми стали японцы (63), а наша команда опустилась на третью строчку (54). Сколько будет теперь канадского визгу со стороны уже повесивших себе на шею в день приговора Камиле бронзовые медали, представить не сложно.
…Да, это вернулись те слезы, что были у многих болельщиков, спортсменов и специалистов на Олимпийских играх в Пекине. Но сегодня они – уже не по личной драме Камилы и даже не по пропавшему золоту Олимпийских игр в командном турнире. Прошло два года, а мы оказались не готовы к защите фигуристки, о которой может лишь мечтать любая страна мира. Почему? Да, политическая ситуация сегодня – дрянь. Не сказаться не могла: хоть на подсознании судей, хоть как. Это очевидно. Да, идет атака на весь российский спорт. Но разве мы этого не знали? Изменить ситуацию не можем. Но прыгать выше головы в спорте – это закон. Не прыгнули.
В РУСАДА рассказывали, что разбирательство – тайна. Типа: имеем право не разглашать. Конечно же, в интересах Камилы. Остальные смотрели на ситуацию со стороны, задавали вопросы, не получая ответов. Первая широкая реакция после просочившейся версии про дедушкин стакан: недоумение и нервный смех. Версия была подвергнута сомнениям даже теми, кто за Камилу – всей душой и сердцем. И, если правда, что получивший всемирную славу стакан защита фигуристки превратила потом в приготовленное дедушкой пирожное, это уже какое-то бессилие умов. Хотелось бы получить хоть какие-то комментарии теперь: кто защищал, как защищал, откуда пришли эти люди?
И вот приговор – уже не тайна: виновата. Четыре года дисквалификации. Наказали, как злостную нарушительницу. Малая доза препарата? Не сработало. И наказание – не как защищенному лицу, не достигшему 16 лет на момент нарушения, а как взрослому спортсмену. А ведь именно защита юного спортсмена была одной из победных карт, которую озвучивали и, видимо, разыгрывали юристы все те же два года.
Ничего мы толком не знаем и сегодня. Сами по крохам собирали в уме информацию, которая могла бы помочь юристам. Вот – есть заключения специалистов о неэффективности триметазидина в качестве средства, улучшающего результаты. Или говорящие примеры: CAS в 2018 году сократил дисквалификацию пловчихе Мэдисин Кокс из США и нашей бобслеистке Надежде Сергеевой, в пробах обеих был тот же препарат в незначительной концентрации…
Почему-то наивно (а может, и не очень) кажется, что все могло закончиться иначе, выступи Камила с другими объяснениями, проще стаканного: не знаю, как препарат попал в мой организм. Не прощением, конечно, закончиться, но, возможно, адекватным в подобных случаях наказанием: до двух лет. Да и пробы Валиевой до загрязненной и после были чистыми. Как и пробы на Олимпийских играх.
Камила, вернее, ее адвокаты, не смогли доказать непреднамеренность приема препарата. Так решил суд. Если процессуальных нарушений в CAS за время рассмотрения дела не случилось, то и апелляция наша бесполезна. Не оспорить вердикт, ничего не вернуть.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков озвучил позицию Кремля: не согласны с решениями ни по Валиевой, ни по олимпийскому золоту. «Мы их не принимаем. Вместе с тем, мы считаем, что, безусловно, со всеми соответствующими структурами нужно продолжать работу. Если имеются хоть какие-то возможности для оспаривания и для продолжения защиты прав наших спортсменов, их нужно мобилизовать до конца».
Камиле Валиевой разрешено выступать только в коммерческих ледовых шоу. Можно даже работать тренером в частных учреждениях. И есть шоу-бизнес, он вообще свободен от дум о дисквале.
Сегодня практически все официальные достижения Камилы на льду исчезают из протоколов, стерты олимпийским ластиком. Теперь на главных турнирах на пьедестале ее нет. Чемпионат России-2022: Александра Трусова, Анна Щербакова, Аделия Петросян; чемпионат Европы-022: Анна Щербакова, Александра Трусова, Луна Хендрикс; чемпионат России-2023: Софья Акатьева, Елизавета Туктамышева, Софья Муравьева; чемпионат России-2024: Аделия Петросян, Софья Муравьева, Ксения Синицына; и все результаты прошедших этапов Гран-при должны быть пересмотрены.
Не раз в последнее время Камила говорила о том, что намерена бежать в карьере марафон, а не спринт, то есть настраивала себя и нас на долгую карьеру. Возможно (или наверняка), она знала, что решение суда может быть и таким. Со стороны, если отбросить плакательные эмоции, в этой дисквалификации она может даже более спокойно пережить пубертат. Через него проходили практически все наши звезды, заявившие о себе в юности. А Камила боролась с ним еще и на глазах у всех, получая упреки в явной прибавке веса, ловя слова-копья, что она уже не «та» и «той» не будет.
Многие уже говорят: ей не надо переживать, не пропадет. И за нее переживать не надо – по той же причине. В жизни – нет: шоу, телевидение, проекты… А для фигурного катания пропадет? Этот вопрос возник еще в Пекине. Все тогда, пребывая в перманентном шоке, бросились рассуждать, что будет с Камилой, если вдруг… «Вдруг» случилось. Дотерпит ли фигуристка до октября 2025 года? Когда можно будет за два месяца до окончания дисквалификации вернуться к нормальным тренировкам? Захочет ли дотерпеть?
…А ОКР все же обжалует потерю нашими спортсменами золотой медали в командном турнире. И юристы уже начали подготовку необходимых документов для подачи апелляции. «Исходим из того, что в соответствии с действующими, применимыми правилами ISU последствия решения о санкциях в отношении отдельно взятого спортсмена, в данном случае Камилы Валиевой, не могут являться основанием для пересмотра результатов командного турнира. Наша правовая позиция основана в том числе на имеющихся прецедентах в практике CAS».
Да, бронзовую медаль нельзя считать утешением. А во всех случившихся событиях его найти и невозможно. Нужно в очередной раз делать выводы, штопать юридические дыры. Пока же – снова вопросы: например, увенчается ли эта апелляция успехом? Или в результате новых разбирательств в руках наших спортсменов вообще останутся только коробки от олимпийских наград? Канадцы, откатавшие на деревянную медаль даже без коробок, уже, наверное, не подготовку начали, а несутся в суд с документами по своей апелляции.
Источник: www.mk.ru